В эпоху перемен и нововведений корпоративные мероприятия также претерпевают значительные изменения, требуя от организаторов глубокого понимания современных требований и правил. Ответственность за их проведение возрастает, ведь теперь культурно-массовые события включают в себя не только развлекательную программу, но и строгое соблюдение законодательных норм. Важно не только создать незабываемое событие для участников, но и убедиться, что каждый аспект мероприятия соответствует действующим правилам и регуляциям, что делает процесс организации более сложным, но и более значимым в контексте культурного развития и законодательной ответственности.
Культурно-массовые мероприятия: Определение и классификация культурно-зрелищных мероприятий, включая спектакли, концерты, фестивали и корпоративы. Указывается, что если мероприятие включает публичное исполнение результатов творческой деятельности, оно считается культурно-зрелищным вне зависимости от места проведения и количества участников.
Организаторы мероприятий: Разъясняется, кто может выступать организатором культурно-зрелищных мероприятий, включая юридические лица, ИП, иностранные граждане и организации. Также обсуждается обязанность организаторов присваивать знак возрастной категории информационной продукции и включение в реестр организаторов.
Удостоверение на право организации мероприятий: Описывается необходимость получения специального разрешения для организации культурно-зрелищных мероприятий и исключения из этого правила.
Ответственность организаторов: Подчеркивается ответственность организаторов за соблюдение требований законодательства при проведении мероприятий, включая возможные административные и юридические последствия за нарушения.
Согласно п. 1 ст. 213 Кодекса о культуре культурно-зрелищное мероприятие — культурное мероприятие по публичному исполнению результатов творческой деятельности коллективами художественного творчества и (или) отдельными исполнителями. К культурно-зрелищным мероприятиям относятся спектакль, концерт, представление, другие культурные мероприятия.
К числу других культурных мероприятий вполне могут быть отнесены фестивали, вечеринки, праздники, корпоративы, юбилеи, театрализованные шествия, карнавалы, цирковые представления, шоу, батлы, церемонии вручения наград, конкурсы красоты, демонстрации моделей одежды и аксессуаров, церемонии открытия и закрытия спортивных, научных, экономических и иных мероприятий в случае участия в них творческих коллективов и исполнителей, творческие встречи, авторские вечера и другие. Такой перечень имеет открытый характер.
В случае если программа мероприятия включает публичное исполнение результатов творческой деятельности коллективами художественного творчества и (или) исполнителями, оно является культурно-зрелищным мероприятием вне зависимости от места проведения, количества приглашенных, получения либо неполучения организатором прибыли (дохода).
К отдельным исполнителям относятся актеры, музыканты-инструменталисты, вокалисты, танцовщики, артисты цирка, артисты оригинального жанра (фокусники, иллюзионисты, демонстраторы фаер-шоу и другие), авторы-исполнители песен, чтецы, ведущие, аниматоры и иные лица, которые публично исполняют результаты творческой деятельности.
Проведение культурных мероприятий в специально не предназначенных для этих целей местах под открытым небом или в помещениях осуществляется в соответствии с Законом о массовых мероприятиях.
Организаторами культурно-зрелищных мероприятий являются юридические лица Республики Беларусь, ИП, зарегистрированные в Республике Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами, осуществляющими деятельность по проведению культурно-зрелищных мероприятий, если иное не предусмотрено Президентом (п. 2 ст. 213 Кодекса о культуре).
Иначе говоря, организатор — это субъект, по решению которого проводится мероприятие и (или) осуществляется организация, финансирование или иное участие в мероприятии.
Организатор культурно-массового мероприятия обязан в соответствии с критериями, установленными законодательными актами, присвоить знак возрастной категории информационной продукции, которая будет распространяться на мероприятии.
Организаторы подлежат включению в реестр организаторов культурно-зрелищных мероприятий (далее — реестр) в соответствии с законодательством об административных процедурах, за исключением организаторов из числа госорганов, госорганизаций и организаций, в уставных фондах которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц (Положение о порядке формирования и ведения реестра организаторов культурно-зрелищных мероприятий, утв. постановлением Совмина от 22.06.2022 N 401 (далее — Положение N 401)). Организаторы, включаемые в реестр, должны соответствовать требованиям п. 6 Положения N 401. Как видим, исключения предусмотрены только:
— для госорганов;
— госорганизаций;
— организаций, в уставных фондах которых 50% и более акций (долей) находятся в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц.
Реестр представляет собой базу данных Республики Беларусь, включающую сведения об организаторах культурно-зрелищных мероприятий. Формируется и ведется Минкультуры или уполномоченным им юридическим лицом. Данный аспект вопроса подробно прописан в Положении N 401.
Для включения в реестр организатору необходимо направить в Минкультуры установленные законодательством документы. Их будет рассматривать Республиканская экспертная комиссия по формированию и ведению реестра, которая создается при Минкультуры. По результатам рассмотрения документов комиссия оформляет протокол, после чего на основании этого протокола Минкультуры принимает решение о включении организатора в реестр либо об отказе в этом. О принятом решении Минкультуры письменно уведомляет организатора не позднее трех календарных дней с даты принятия.
Для организации культурно-зрелищного мероприятия его организатор обязан получить специальное разрешение — удостоверение на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь, которое выдается местным исполнительным и распорядительным органом областного территориального уровня, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере культуры (ст. 214 Кодекса о культуре).
Для получения удостоверения организатор культурно-зрелищного мероприятия должен обратиться с заявлением по форме, установленной Минкультуры, в структурное подразделение по культуре местного исполнительного и распорядительного органа областного территориального уровня, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере культуры, не позднее чем за 10 дней до запланированного дня начала реализации входных билетов либо дня проведения культурно-зрелищного мероприятия (если реализация входных билетов не предусмотрена).
Не требуется получения такого удостоверения для организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий:
— решение о проведении которых принято Президентом, Совмином, республиканскими органами госуправления, местными исполнительными и распорядительными органами областного и базового территориальных уровней, местными администрациями городов в районах;
— организаторами которых выступают структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов областного территориального уровня, которые осуществляют государственно-властные полномочия в сфере культуры, госучреждения «Дворец Республики», «Республиканский культурно-просветительный центр», «Минскконцерт»; Белтелерадиокомпания; закрытые акционерные общества «Второй национальный телеканал», «Столичное телевидение»; Белгосфилармония, областные филармонии;
— в которых участвуют только белорусские артисты, если организатором выступают юридические лица, имеющие статус «национальный», «академический», звание «заслуженный коллектив Республики Беларусь», либо если мероприятие проводится исключительно с участием таких коллективов;
— организаторами которых выступают организации Федерации профсоюзов Беларуси;
— которые проводятся исключительно с участием исполнителей, входящих в штат организатора культурно-зрелищного мероприятия или созданного им коллектива художественного творчества, а организатором мероприятия является государственная театрально-зрелищная организация, учреждение культуры областного (Минского городского) подчинения, районного (городского) подчинения, структурное подразделение по культуре местных исполнительных и распорядительных органов областного (Минского городского) подчинения, районного (городского) подчинения; юридическое лицо, подчиненное этому структурному подразделению;
— которые проводятся в комплексе санаторно-курортных и оздоровительных услуг государственной санаторно-курортной или оздоровительной организации — организатора этого мероприятия;
— которые проводятся исключительно с участием исполнителей, входящих в штат организатора либо созданного им коллектива художественного творчества, на сценической площадке, которая находится в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении организатора, передана ему в безвозмездное пользование либо арендуется им на срок не менее шести месяцев;
— в которых участвуют иностранные исполнители, при проведении спектаклей гостеатрами и представлений госцирками.
Итак, многие частные (и не только) организации оказались перед выбором, становиться им организатором культурно-зрелищного мероприятия или искать такого либо просто сходить всем коллективом в ресторан.
Можно, конечно, рассуждать, будет ли внутреннее корпоративное мероприятие частной компании (организации) культурно-зрелищным мероприятием. Однако если к участию в таких мероприятиях привлекаются музыкальные коллективы, художники, ведущие, то их отнесение к культурно-зрелищным мероприятиям с регистрацией в вышеуказанном реестре исключений для внутренних корпоративных мероприятий юридических лиц с преимущественно частной формой собственности, законодательство не предусматривает. И это нужно иметь в виду. Чтобы избежать включения в реестр, необходимо обратиться к организатору, включенному в реестр.
При этом сразу укажем, что организация и проведение культурно-зрелищных мероприятий организаторами, подлежащими включению в реестр и не включенными в него, не допускаются.
Тем не менее в данном вопросе есть один нюанс, который понимается неоднозначно. Дело в том, что согласно п. 6 Положения N 401 в реестр включаются организаторы, деятельность по организации и проведению культурно-зрелищных мероприятий которых является основным видом деятельности. Однако таких ограничений не предусматривает Кодекс о культуре. Можно предположить, что компетенция в данном вопросе принадлежит Совмину.
Если буквально воспринять указанную норму Положения N 401, тогда любая организация может самостоятельно проводить любой свой корпоратив (своими силами и средствами) и не обращаться за получением каких-либо разрешений по этому поводу. Связано это с тем, что многие коммерческие и некоммерческие организации не предусматривают в качестве одного из видов своей деятельности проведение культурно-зрелищных мероприятий. Однако если такая деятельность будет иметь систематический характер, может встать вопрос об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности.
Обратим также внимание, что наличие либо отсутствие необходимости включения в реестр организации, которая поручает другой организации подготовить и провести культурно-зрелищное мероприятие по договору оказания услуг, зависит от условий договора, в частности от функций по организации мероприятия, которые заказчик берет на себя и которые поручает осуществить исполнителю.
Таким образом, если организация не проводит сама мероприятие, а заключает договор на его подготовку и проведение с юридическим лицом, ИП, которые полностью либо частично оказывают услуги по подготовке и проведению культурно-зрелищного мероприятия (написание и реализация сценария, привлечение членов режиссерско-постановочной группы, артистов, ведущих, аниматоров, аренда и декорирование помещения, предоставление сценических костюмов, реквизита и т.д.), такой организации следует проверить, зарегистрирован ли исполнитель в реестре. Ответственность в данном случае несет руководитель организации или ее ответственные лица.
Если организация проводит свой корпоратив в ресторане или кафе, владельцы ресторанов, кафе, в которых устраивают вечера с живой музыкой, артистами и т.д., считаются организаторами культурно-зрелищных мероприятий. Но организации, которые проводят закрытый корпоратив для своих сотрудников с выступлением приглашенных артистов, тоже будут относиться к организаторам культурно-зрелищных мероприятий.
Поэтому в такой ситуации организации можно было бы порекомендовать удостовериться в наличии у таких артистов разрешительных документов, полученных с помощью утвержденных для этого процедур.
Решение об отнесении мероприятия к культурно-зрелищному принимает его организатор в соответствии с требованиями законодательства. Он же несет ответственность за нарушение требований Кодекса о культуре в части организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий, в том числе в случае несоблюдения положений ст. 213, 213-1, 214 — 217 Кодекса о культуре, касающихся проведения мероприятий, программа которых включает публичное исполнение результатов творческой деятельности коллективами художественного творчества и (или) исполнителями (т.е. культурно-зрелищных мероприятий).
Так, в соответствии с полномочиями контрольных (надзорных) органов, определенными Указом N 510, в случае выявления фактов проведения культурно-зрелищных мероприятий организаторами, не включенными в реестр и допустившими нарушение ст. 213-1 Кодекса о культуре, отдел культуры райисполкома:
— выносит требование (предписание) о приостановлении (запрете) реализации услуг по организации культурно-зрелищных мероприятий;
— направляет материалы проверки в органы внутренних дел, органы Комитета госконтроля, налоговые органы для составления протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 13.3 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность).
Также обратим внимание, что ст. 24.23 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия. Причем ответственность установлена как для организатора, так и для участников такого мероприятия.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 24.23 КоАП административная ответственность наступает за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно за публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом (ч. 1 ст. 24.23 КоАП) или организатором таких мероприятий (ч. 2 ст. 24.23 КоАП).
Под иным массовым мероприятием согласно ст. 2 Закона о массовых мероприятиях понимается спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное, религиозное мероприятие, проводимое в специально не предназначенном для этой цели месте под открытым небом либо в помещении. Поэтому за несоблюдение правил проведения того же новогоднего корпоратива вполне можно быть привлеченным к ответственности, причем привлечь могут не только организатора, но и участников.
Заметим также, что по ч. 1 ст. 24.23 КоАП деяние влечет наложение штрафа в размере до 100 базовых величин, или общественные работы, или административный арест (для участников), а по ч. 2 ст. 24.23 КоАП незаконные действия влекут наложение штрафа в размере от 20 до 150 базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо — штраф от 20 до 200 базовых величин.
Источник: https://ilex.by/